Доброго всем дня!
Начинается наш трудовой день с русского языка:
- Чем
различаются эти имена существительные?
- Найдите ответ,
самостоятельно прочитав сообщение профессора Самоварова (учебник, с. 87).
- Найдем
в учебнике с.87 упр. 116 в тексте загадок имена существительные в ед. и во мн.
числе.
Следует
обратить внимание на загадку о книге, вспомнить, как надо обращаться с книгами.
учебник, упр. 117 - изменение
данных имён существительных по числам на основе образца.
Определение числа имён существительных:
В упр. 118
учебника работа осложняется заданием подобрать обобщающие слова к словам
определённых тематических групп.
РТ упр. 159
Итог:
- В
форме какого числа могут употребляться имена существительные?
- Чем
они различаются?
Домашнее задание
Литературное чтение
- Какие стихи, рассказы и сказки о зайце вы читали?
(Н.
Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Мамин-Сибиряк «Сказка Про храброго Зайца-длинные
уши, косые глаза, короткий хвост)
- Каким качеством обычно наделён заяц в произведениях (трусливый,
осторожный, быстро бегает, пушистый)
- Где живут зайцы в природе?
- Что вы ещё знаете про зайцев (бывает заяц-беляк и заяц-русак)
-
Прочитайте 1 задание на стр.101.
Сформулируем учебную
задачу урока.
1) Знакомство с биографией автора
Рубцов Н. М., родился в 1936 году в Архангельской области в селе
Емецк. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где и застала война.
Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году». Николаю было всего 6 лет, когда
«от водянки и голодовки» умерла мать. Так Николай Рубцов оказался в детском
доме.
Сохранился рассказ учительницы литературы: «Коля любил читать
стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и
декламирует, а сам, кажется, мысленно, - там, с героями стихотворения».
Николай Рубцов окончил семилетку, затем работает
слесарем-кочегаром, слесарем-сборщиком, шихтовальщиком, потом 4 года службы на
Северном флоте. После этого сдает экстерном экзамены за 10 класс и поступает
заочно в Литературный институт им. А. М. Горького. Печататься начинает в 1957
году. При жизни вышло 4 тоненьких книжечки, после смерти - более 20 изданий, в
том числе сборники для детей: “Про зайца”, “Звезда полей”, “Добрый Филя”.
Николай Рубцов погиб в 1971 году 19 января, в крещенские морозы.
Но стихи его остались живы, их читают, их любят, потому что они вызывают самые
добрые и чистые чувства.
Работа с текстом
произведения
Первичное знакомство с текстом.
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение
(жалость, переживание, сострадание)
-
Почему?
-
Кто ещё является героем стихотворения (автор)
-
Куда бежал заяц?
-
Как он отреагировал на встречу с человеком?
- Как вы думаете, с каким намереньем он
крикнул (доводы детей: напугать, повеселиться, посмотреть, как быстро бегает
заяц)
-
Где притаился заяц?
-
О чём он думал, притаившись?
-
Объясните выражение «Думал, горестно, вздыхая».
-
Какой приём использовал автор? (олицетворение)
-
Могут зайцы на самом деле так думать?
Выборочное чтение.
-
Прочитайте, что сказано про дедушку Мазая?
-
Можно назвать деда Мазая другом зайцев? Почему?
-
Найдите в тексте строки, подтверждающие, что зайцы очень пугливые.
-
Сделайте вывод, почему люди решили, что зайцы пугливые (из наблюдений за
природой)
Самостоятельное чтение.
Самостоятельное
чтение статьи «Заяц» из энциклопедии.
-
Расскажите, о чём сообщает статья энциклопедии.
-
Можно ли утверждать, что текст из энциклопедии передаёт чувства и настроение
автора статьи?
-
Обоснуйте своё мнение.
Детям
предлагается алгоритм сравнения научно- познавательного и художественного текста.
- К кому обращается автор в
научно-познавательном тексте и художественном тексте
( приведите примеры из прочитанных текстов)
-Что приобретает читатель, прочитав
произведения?
-
Какие слова и выражения используются в этих текстах? (Приведите примеры)
- Сравните текст «Заяц»
из энциклопедии с произведением Н. Рубцова «Про зайца»
Вспомним,
учебную задачу урока.
Детям предлагается
задание:
Определите тип текста
(художественный или научно - познавательный) и обоснуйте своё мнение
а) Роща — это небольшой, чаще лиственный лес,
состоящий из одной породы деревьев. Например, берёзовая или осиновая роща.
Это
... текст, потому что ... .
б)
А вот и весёлый, пронизанный светом березняк. На земле густая трава, полевые
цветы. По стволам берёз прыгают солнечные зайчики. Флейтой заливается
золотистая иволга, и словно не от ветерка, а от этой самой песни раскачиваются
длинные ветви берёз.
Это
... текст, потому что ... .
-
А как вы думаете, в каком лесу захотелось жить нашему зайчику из стихотворения
Н. Рубцова.
-
Ребята, на стихи Николая Рубцова написано много песен.
Итог:
- Что делали
сегодня на уроке?
- О каком
зверьке шла сегодня речь?
- На столах у вас картинки зайчиков. Что хотите пожелать этому зверьку,
напишите и поселите его в лес.
Домашнее задание:
Перечитать тексты, повторить чем отличается художественный текст от научно-познавательного.
Окружающий мир
Загадка
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
- Какие изменения происходят в неживой природе?
-
Когда зацветают первые цветы?
-
Сходит ли к этому времени снег в лесу (парке)?
-
Требуется ли раннецветущим растениям много тепла?
Задание
-
Прочитайте про себя первые три абзаца текста на с. 74—75 учебника, найдите
ответ на вопрос и зачитайте его.
-
Откуда берут питательные вещества для цветения раннецветущие растения, если
снег ещё не сошёл и почва не оттаяла?
-
Какое из этих растений зацветает первым? (Учитель обращает внимание детей на
рисунок внизу с. 74—75 учебника).
Просмотр презентации. Знакомство с растениями-первоцветами.
Далее
на рисунке в учебнике дети находят изображение медуницы, и один из учащихся
рассказывает об этом растении, в том числе опираясь на сведения, полученные во
время весенней прогулки.
Тренировочные
упражнения.
Задания
№ 1 на с. 40 рабочей тетради.
-
Какие цветущие деревья и кустарники вы знаете?
Знакомство с текстом на
с. 76—77 учебника и обсуждает с учащимися вопросы:
-
Что нового узнали из учебника?
-
Какие деревья и кустарники цветут одновременно с первыми цветами?
-
Какие цветут позднее?
-
Откуда деревья и кустарники берут силы на цветение?
-
Почему раннецветущим травянистым растениям приходится запасать питательные
вещества с осени, а к более мощным растениям сок идёт из почвы?
-
Приходилось ли кому-нибудь видеть волчье лыко?
-
Что говорили взрослые про него?
-
Кто из вас видел молодые побеги на ветках ели и сосны?
-
Как они выглядят?
Тренировочные
упражнения.
Задание
№ 3 на с. 41 рабочей тетради.
-
Предлагаю подумать над проблемными вопросами рубрики «Подумаем!» на с. 77
учебника и обсудить между собой свои ответы.
Выводы и обобщения.
- Почему из первоцветов не собирают больших букетов?
- Почему нельзя вырывать цветы с корнем?
- Ребята,
нужно ли охранять раннецветущие растения?
- Как вы
думаете, что нужно делать для охраны первоцветов?
Домашнее задание.
Теоретический материал на с. 74—77 учебника, задания № 2, 3 на с. 41—43
рабочей тетради.
Всем хорошего дня! Успехов в учебе и крепкого здоровья!
Комментариев нет:
Отправить комментарий