Признаки одаренности
проявляются в реальной деятельности ребенка. Их можно выявить, если
наблюдать за его характером и поведением.
Показатели одаренности
ребенка условно можно распределить на четыре сферы:
1) интеллектуальная;
2) творчество;
3) общение и лидерство;
4) двигательная.
| 
№ п/п | 
Сфера | 
Показатели | 
Академические достижения | 
| 
1 | 
Интеллектуальная | 
− наблюдательность; 
− хорошая память; 
− умение излагать мысли; 
− хорошая общая осведомленность; 
− зачатки мыслительных операций
  (анализ, синтез, сравнение, обобщение); 
− понятийное мышление
  (интуитивное, логическое, речевое, образное) | 
1) чтение: 
– выбирает чтение своим частым
  занятием; 
– обладает богатым словарным
  запасом; 
– имеет зачатки навыка
  произвольного владения речью; 
– обладает чувствительностью к
  синтаксической структуре речи; 
– сохраняет внимание при чтении; 
– желает продемонстрировать умение
  читать; 
2) математика: 
– проявляет интерес к вычислениям,
  измерениям, упорядочению предметов; 
– легко воспринимает и запоминает
  математические символы; 
– способен легко разобраться в
  измерении времени, денег; 
– имеет чувствительность к составу
  числа; 
3) естествознание: 
– проявляет внимание к предметам,
  явлениям мира; 
– интересуется любопытными
  фактами, явлениями природы; 
– интересуется происхождением
  предметов, явлений | 
| 
2 | 
Творчество | 
− пытливость; 
− любознательность; 
− способность «с головой уходить»
  в занятие; 
− высокий энергетический уровень
  (не устает, когда занимается творчеством); 
− стремление делать по-своему; 
− изобретательность в игровой,
  изобразительной деятельности | 
1) изобразительное искусство: 
– проявляет большой интерес к
  визуальной информации; 
– в деталях запоминает увиденное; 
– проводит много времени за
  рисованием, лепкой и т. д.; 
– получает удовольствие от этих
  занятий; 
– использует оригинальные средства
  выразительности; 
– уделяет внимание деталям; 
2) музыка: 
– проявляет интерес к музыкальным
  занятиям; 
– чутко реагирует на настроение
  музыки; 
– легко воспроизводит ритм; 
– узнает знакомую мелодию по
  первым звукам | 
| 
3 | 
Общение и
  лидерство | 
− легко приспосабливается к новым
  условиям; 
− другие дети предпочитают
  выбирать его в качестве партнера по играм; 
− сохраняет уверенность в себе в
  общении; 
− легко обращается к взрослым; 
− способен принять на себя
  ответственность | |
| 
4 | 
Двигательная
  сфера | 
− проявляет интерес к
  деятельности, которая требует тонкой и точной моторики; 
− обладает хорошей
  зрительно-моторной координацией; 
− любит двигаться; 
− обладает широким диапазоном
  движений; 
− хорошо удерживает равновесие; 
− хорошо владеет темпом; 
− обладает хорошим уровнем
  освоения двигательных навыков | 
У каждого ребенка есть
потенциал развития одаренности. Он обладает способностями и умениями, которые
подлежат развитию в процессе обучения. Их можно сгруппировать, например, в
познавательные, творческие способности и особенности личностной сферы.
| 
Познавательные
  способности | 
− владение большим объемом
  информации; 
− перенос усвоенного на новый
  материал; 
− установление
  причинно-следственных связей; 
− обнаружение зависимостей; 
− умение интегрировать и
  синтезировать информацию; 
− чувствительность к
  противоречиям; 
− использование альтернативных
  путей поиска информации; 
− построение гипотез; 
− высокая любознательность; 
− богатый словарный запас; 
− умение делать выводы; 
− умение улавливать сложные идеи; 
− умение рассуждать; 
− критичность мышления | 
| 
Творческие
  способности | 
− способность разумно рискнуть; 
− дивергентное мышление; 
− быстрота мышления; 
− способность выдвигать
  оригинальные идеи; 
− склонность к изобретательству; 
− богатое воображение; 
− развитая интуиция | 
| 
Особенности
  личностной сферы | 
− реалистическая Я-концепция; 
− уважение к другим; 
− терпимость к особенностям людей; 
− склонность к рефлексии; 
− терпимое отношение к критике; 
− настойчивость в выполнении
  заданий; 
− соревновательность; 
− чувство юмора; 
− вера в себя; 
− внутренняя мотивация | 
«Показатели одаренности ребенка»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/117/26758/dfasslvk9a/?of=copy-c5e525cb3b
 

 
Огромное спасибо за интересную статью
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за статью. Еще бы диагностику хотелось по этой теме.
ОтветитьУдалить