Признаки одаренности
проявляются в реальной деятельности ребенка. Их можно выявить, если
наблюдать за его характером и поведением.
Показатели одаренности
ребенка условно можно распределить на четыре сферы:
1) интеллектуальная;
2) творчество;
3) общение и лидерство;
4) двигательная.
№ п/п
|
Сфера
|
Показатели
|
Академические достижения
|
1
|
Интеллектуальная
|
− наблюдательность;
− хорошая память;
− умение излагать мысли;
− хорошая общая осведомленность;
− зачатки мыслительных операций
(анализ, синтез, сравнение, обобщение);
− понятийное мышление
(интуитивное, логическое, речевое, образное)
|
1) чтение:
– выбирает чтение своим частым
занятием;
– обладает богатым словарным
запасом;
– имеет зачатки навыка
произвольного владения речью;
– обладает чувствительностью к
синтаксической структуре речи;
– сохраняет внимание при чтении;
– желает продемонстрировать умение
читать;
2) математика:
– проявляет интерес к вычислениям,
измерениям, упорядочению предметов;
– легко воспринимает и запоминает
математические символы;
– способен легко разобраться в
измерении времени, денег;
– имеет чувствительность к составу
числа;
3) естествознание:
– проявляет внимание к предметам,
явлениям мира;
– интересуется любопытными
фактами, явлениями природы;
– интересуется происхождением
предметов, явлений
|
2
|
Творчество
|
− пытливость;
− любознательность;
− способность «с головой уходить»
в занятие;
− высокий энергетический уровень
(не устает, когда занимается творчеством);
− стремление делать по-своему;
− изобретательность в игровой,
изобразительной деятельности
|
1) изобразительное искусство:
– проявляет большой интерес к
визуальной информации;
– в деталях запоминает увиденное;
– проводит много времени за
рисованием, лепкой и т. д.;
– получает удовольствие от этих
занятий;
– использует оригинальные средства
выразительности;
– уделяет внимание деталям;
2) музыка:
– проявляет интерес к музыкальным
занятиям;
– чутко реагирует на настроение
музыки;
– легко воспроизводит ритм;
– узнает знакомую мелодию по
первым звукам
|
3
|
Общение и
лидерство
|
− легко приспосабливается к новым
условиям;
− другие дети предпочитают
выбирать его в качестве партнера по играм;
− сохраняет уверенность в себе в
общении;
− легко обращается к взрослым;
− способен принять на себя
ответственность
|
|
4
|
Двигательная
сфера
|
− проявляет интерес к
деятельности, которая требует тонкой и точной моторики;
− обладает хорошей
зрительно-моторной координацией;
− любит двигаться;
− обладает широким диапазоном
движений;
− хорошо удерживает равновесие;
− хорошо владеет темпом;
− обладает хорошим уровнем
освоения двигательных навыков
|
У каждого ребенка есть
потенциал развития одаренности. Он обладает способностями и умениями, которые
подлежат развитию в процессе обучения. Их можно сгруппировать, например, в
познавательные, творческие способности и особенности личностной сферы.
Познавательные
способности
|
− владение большим объемом
информации;
− перенос усвоенного на новый
материал;
− установление
причинно-следственных связей;
− обнаружение зависимостей;
− умение интегрировать и
синтезировать информацию;
− чувствительность к
противоречиям;
− использование альтернативных
путей поиска информации;
− построение гипотез;
− высокая любознательность;
− богатый словарный запас;
− умение делать выводы;
− умение улавливать сложные идеи;
− умение рассуждать;
− критичность мышления
|
Творческие
способности
|
− способность разумно рискнуть;
− дивергентное мышление;
− быстрота мышления;
− способность выдвигать
оригинальные идеи;
− склонность к изобретательству;
− богатое воображение;
− развитая интуиция
|
Особенности
личностной сферы
|
− реалистическая Я-концепция;
− уважение к другим;
− терпимость к особенностям людей;
− склонность к рефлексии;
− терпимое отношение к критике;
− настойчивость в выполнении
заданий;
− соревновательность;
− чувство юмора;
− вера в себя;
− внутренняя мотивация
|
«Показатели одаренности ребенка»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/117/26758/dfasslvk9a/?of=copy-c5e525cb3b
Огромное спасибо за интересную статью
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за статью. Еще бы диагностику хотелось по этой теме.
ОтветитьУдалить